Главная              Бухгалтерский учет и аудит

 

Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям - реферат

ВВЕДЕНИЕ


В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей и служебные командировки.

Статьи и публикации о закупке товарно-материальных ценностей – явление довольно-таки редкое и поэтому одной из целей этой дипломной работы является обобщить те данные, которые появляются в печати.

Тема расчётов предприятий с сотрудниками, выезжающими в служебные командировки, как по России, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющих органов. На этом объекте учёта замыкается комплекс вопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учёте и налогообложении.

Но в то же время следует заметить, что большинство публикаций на эту тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно, такие публикации имеют определённую значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов.

Однако опыт проведения аудиторских проверок предприятий показывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учёта и налогообложения, чем описывается в нормативных документах. Отсюда ещё одна цель работы – осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учёта командировочных расходов.

В процессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов. При этом часто возникают вопросы, в частности, что считать служебной командировкой; каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время.

На эти и другие типичные вопросы, связанные с командировочными расходами, будут даны ответы в рамках этой работы.

Что касается расчётов с персоналом по прочим операциям, то, так как счёт 73 редко используется предприятиями в своей финансово-хозяйственной деятельности, поэтому здесь постараемся дать лишь основную информацию по данным операциям.

Однако, как известно, в связи и с введением понятия «материальная выгода» суммы предоставленных займов стали попадать под всё более пристальное внимание налоговых органов.

В данной работе будут подробно рассмотрено понятие «материальная выгода» и приведены ее расчеты, а также правильность оформления выдачи работникам займов.


5555

1. Бухгалтерский учёт и аудит расчётов с подотчётными лицами.


В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчёту, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под его ответственность (под отчёт) для выполнения определённых действий по поручению организации, в частности, на административно-хозяйственные, командировочные расходы и т. п. Такие работники называются подотчётными лицами. Для обобщения информации о расчётах с работниками предприятия по суммам, выданным им под отчёт, в бухгалтерском учёте используется счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами». Аналитический учёт по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами» должен быть организован по каждой авансовой выдаче конкретного подотчётного лица.

Согласно Инструкции по применению Плана счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий счёт 71 предназначен для обобщения информации о расчётах с работниками предприятия по суммам, выданным под отчёт на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки. Круг подотчётных лиц на предприятии должен быть ограничен разумными пределами и утверждён распорядительным документом по предприятию.[1]

Целью аудиторской проверки всех видов расчётов является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и своевременности их погашения, правильности организации учёта расчётов и мероприятий, проводимых под руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности, и по их снижению.

В зависимости от принятой на предприятии учётной политикой формы организации бухгалтерского учёта аудитор может использовать в работе и соответствующие источники информации. Так, при применении на предприятии журнально-ордерной формы учёта могут быть использованы следующие источники информации:

  • бухгалтерский баланс;

  • журнал-ордер №7 (или журнал-ордер №14 – при шестнадцати ордерной системе);

  • аналитическая ведомость по счёту 71;

  • материалы инвентаризации расчётов;

  • первичные документы.

В зависимости от количества подотчётных лиц и от величины оборотов по счёту 71 аудитор сам определяет метод проведения проверки – сплошной или выборочный. Чаще аудиторы применяют выборочный метод, однако, если учёт расчётов находится в запущенном состоянии, целесообразно принимать сплошной метод проверки. Этот метод используется аудиторами и при незначительном количестве подотчётных лиц.

Приступая к проверке, необходимо выяснить:

  • правильно ли отражены по соответствующим статьям баланса остатки задолженности;

  • причины образования задолженности работников предприятию по непогашенным в установленный срок суммам, выданным им в подотчёт на командировочные, административно-хозяйственные и операционные расходы;

  • давность образования задолженности;

  • реальность погашения задолженности подотчётных лиц;

  • какие меры принимались руководством организации по своевременному взысканию задолженности;

  • выполняются ли требования статьи 12 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» в части обязательного проведения инвентаризации расчётов перед составлением годового отчёта (инвентаризация расчётов с подотчётными лицами – проверка отчётов подотчётных лиц по выданным авансам с учётом их целевого расходования, а также правильность использования и отчёта по суммам выданных авансов каждому подотчётному лицу);

  • правильно ли составлены бухгалтерские проводки по операциям с подотчётными лицами, правильно ли выведены остатки на конец каждого месяца по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами» и соответствуют ли записи в авансовых отчётах записям в журнале-ордере № 7 и главной книге.

При проведении проверки аудитор во всех случаях должен обращать внимание на наличие в организации, правильность и законность оформления первичных оправдательных документов, относящихся к данному виду расчётов.

В последнее время, как показывают проведённые аудиторские проверки, особенно много нарушений, а порой и злоупотреблений, допускается при выдаче наличных денег работникам в подотчёт на различные цели. Нередко нарушения в этих вопросах допускают и сами руководители предприятий (организаций).

Однако начнём всё же с бухгалтерского учёта этих операций.

Счёт 71 - активно-пассивный, дебетовое сальдо отражает сумму задолженности подотчётных лиц предприятию, а кредитовое сальдо – сумму невозмещённого перерасхода. По дебету счёта записываются суммы возмещённого перерасхода и вновь выданные под отчёт на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту – суммы, использованные согласно авансовым отчётам и сданные по приходным кассовым ордерам (неиспользованные). [2, стр.58]

Как уже упоминалось, денежные средства выдаются под отчёт на административно-хозяйственные и командировочные расходы.

Перейдём к освещению бухгалтерского учёта расчётов с подотчётными лицами по суммам, выданным на административно-хозяйственные расходы.


Бухгалтерский учёт и аудит расчётов с подотчётными лицами по суммам, выданным на административно-хозяйственные расходы.


Административно-хозяйственные расходы – это непроизводственные накладные расходы, связанные с содержанием административных служб и управлением предприятием в целом.

К административно-хозяйственным расходам относятся канцелярские, почтово-телеграфные расходы, приобретение материалов по мелкому опту в розничной торговле, закупки сельхозпродукции и расходы на прочие операционные нужды.


      1. Выдача наличных денежных средств для приобретения материальных ценностей (работ, услуг).

Выдача наличных денежных средств работникам предприятия под отчёт регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее – РФ).[3]

Так, например, в пункте 10 Порядка говорится, что выдача наличных денег под отчёт производится из касс предприятий.

При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятия или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Выдача наличных денежных средств сотрудникам из кассы организации в данном случае может производиться:

  • либо под отчёт на хозяйственные и операционные расходы;

  • либо в порядке возмещения произведённых сотрудником из личных средств расходов на нужды организации (по решению руководителя организации).

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача наличных денег из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам типовой межведомственной формы КО-2 или надлежаще оформленным другим документам (платёжным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и т.п.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Аудитор должен проследить, все ли необходимые подписи поставлены на расходном документе. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером (или лицами на это уполномоченными). Аудитору важно обратить внимание кассира на то, что отсутствие подписи получателя в этих документах расценивается как недостача денежных средств в кассе.

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях и т.п. имеется разрешительная надпись руководителя организации, его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Аудитору также необходимо проверить, не производится ли выдача наличных средств работникам, не указанным в приказе о порядке выдачи подотчётных сумм.

В учёте выдача наличных денежных средств под отчёт, а также возмещения перерасхода по авансовому отчёту отражаются проводкой:

Дебет 71 Кредит 50(51) – на выданную сумму

соответственно при получении работником наличных денег из кассы предприятия или из кассы банка.

Руководитель предприятия своим приказом должен установить размеры подотчётных сумм и сроки, на которые они выдаются.

Лица, получившие наличные деньги под отчёт, обязаны не позднее трёх дней по окончании срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчёт об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчёт. При наличии неизрасходованного остатка денежных средств этот остаток должен быть внесён сотрудником в кассу организации.

Если при проведении проверки предприятия аудитором установлено, что подотчётные суммы числятся за получившими их лицами длительное время, в том числе по истечении трёх дней после установленного срока, рекомендуется провести проверку использования подотчётных сумм, получить объяснения от соответствующих должностных лиц и подотчётного лица и с учётом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход этого подотчётного лица, так как несвоевременная сдача денежных средств в кассу предприятия может рассматриваться налоговыми органами как доход сотрудника.

Нарушение сроков, равно как и отсутствие у предприятия документации, подтверждающей те или иные сроки отчета (приказы, распоряжения и др.), приводят к ситуации, которая в настоящий момент законодательно не урегулирована.

Так, письмом Госналогслужбы РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/ 851 снова предложено начислять страховые взносы на выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами. Этот подход свидетельствует о готовности ГНС РФ считать такие суммы доходом, вознаграждением работника.

С другой стороны – письмом ГНИ по г. Москве от 13.11.97 № 11-13/ 29227 со ссылкой на письмо ГНС РФ от 04.11.97 № 08-1-07-/ 1072 предусматривается в общеустановленном порядке производить налогообложение суммы материальной выгоды за пользование денежными средствами, полученными физическими лицами от работодателей, при уклонении от возврата этих средств, иной просрочки в их уплате либо необоснованном получении (т.е. речь идет об отсутствии факта списания этих средств с физического лица без оправдательных документов).

Определение суммы материальной выгоды по таким денежным средствам производится за все время их нахождения у физического лица начиная с установленной даты представления отчета об израсходованных суммах, а в случае отсутствия такой даты – со дня получения денежных средств физическим лицом либо со дня возникновения задолженности по своевременно не возвращенным в кассу организации средствам при частичном их возврате.

Последняя ситуация обоснованна, поскольку в такой ситуации отсутствуют правовые основания делать вывод о получении работником предприятия дохода. Данные денежные средства могут быть изъяты у работника в судебном порядке, чего нельзя было бы сделать с полученным работником доходом.

На этом основании решения налоговых органов о взыскания с предприятий сумм доначисленных взносов в пенсионный фонд (или подоходного налога) и применении штрафных санкций в рассмотренной ситуации могут быть оспорены. Тем более если на момент вынесения таких решений работник уже по этим суммам отчитался.

Аудитору следует выяснить, не числятся ли подотчётные суммы за уже уволенными работниками, а также: принимает ли бухгалтерия авансовые отчёты, дата составления которых противоречит датам, указанным на первичных оправдательных документах, подтверждающих расходование подотчётных средств.

Выдача наличных денежных средств под отчёт производится при условии полного отчёта конкретного подотчётного лица по ранее выданному ему авансу. Здесь аудитору следует проследить, была ли при дебетовом сальдо по конкретному работнику на начало месяца выдача ему наличных денег из кассы раньше, чем составлен первый авансовый отчёт за этот месяц. Это нарушение можно увидеть в журнале-ордере или в авансовом отчёте.

Передача выданных под отчёт наличных денег одним лицом другому запрещается. Предприятия часто пренебрегают этим пунктом, в частности, нередко можно увидеть в журнале-ордере или в главной книге проводку Д71-К71. Аудитору следует обратить внимание на фамилию лица, указываемого как «плательщик» в квитанции к приходному ордеру, подтверждающему факт оплаты при закупке ТМЦ подотчётным лицом. Зачастую эта фамилия не совпадает с фамилией подотчётного лица, составившего авансовый отчёт.

Представленные подотчётными лицами авансовые отчёты об израсходованных суммах и приложенные к ним оправдательные документы в бухгалтерии подвергаются счётной проверке, а также проверке по существу. При этом проверяются правильность оформления документов, целесообразность расходов и соответствие их назначению аванса. Проверенные бухгалтерией авансовые отчёты утверждаются руководителем организации.

Сотрудники организации, уполномоченные производить закупку материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт, должны быть заранее ознакомлены с нормативными ограничениями налично-денежного обращения, а также с требованиями, предъявляемыми к документальному оформлению таких операций.


      1. Нормативные ограничения налично-денежного обращения при покупках за наличный расчёт.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденным письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (в редакции последующих изменений и дополнений)[3], расчёты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке.

При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт следует учитывать лимиты, установленные Письмом Центрального банка РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами». [4] Предельный размер расчётов наличными деньгами по одному платежу установлен с 14 октября 1998 года в следующих размерах:

  • между юридическими лицами в сумме десять тысяч рублей;

  • для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырьё в сумме пятнадцать тысяч рублей;

  • для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел РФ при закупке товаров у юридических лиц в сумме пятнадцать тысяч рублей.

При этом в соответствии с разъяснениями Центрального банка РФ от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 [5] под термином «один платёж» понимаются расчёты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в пределах установленных лимитов.

Например, между юридическими лицами заключён договор на поставку товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) на сумму тридцать тысяч рублей. Договором обусловлено, что расчёты будут производиться наличными денежными средствами. Если покупатель – юридическое лицо – через своё подотчётное лицо ежедневно производит платёж в адрес другого юридического лица наличными деньгами в размере, не превышающем десять тысяч рублей, в течение трех или более дней, то такой расчёт не будет являться нарушением действующего законодательства.

Указанные выше нормативные ограничения обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, а за их несоблюдение в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» [6] предусмотрены штрафные санкции (в двукратном размере суммы произведённого без учёта нормативных ограничений платежа).

При этом на руководителей предприятий-нарушителей налагается административный штраф в пятидесятикратном размере установленной законодательством России минимальной месячной оплаты труда (по состоянию на 1998 год она составляет 83 рубля 49 копеек).

Налагает соответствующие взыскания Государственная налоговая инспекция.

Также необходимо учитывать положения Письма Центрального банка РФ от 24 ноября 1994г. №14-4/308 [7], в котором сообщается, что пункт 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 [6] не распространяется на юридические лица, получающие платёж.

Меры финансовой ответственности за осуществление расчётов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платёж в адрес другого юридического лица.

Аудитору также необходимо проследить, вносили ли подотчётные лица денежные средства на расчётные счета других организаций в качестве оплаты приобретаемых материальных ценностей, так как Указом Президента от 18 августа 1996 года № 1212 [8] установлено, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц – владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчётный счёт.


      1. Документальное оформление покупок за наличный расчёт у юридических лиц в розничной торговле.

При покупках за наличный расчёт в организациях розничной торговли продавец обязан выдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у продавца два документа – кассовый чек и товарный чек (или накладную).

Кассовый чек является документом, подтверждающим факт оплаты товара. При этом кассовый чек в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 [9] должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование организации-продавца;

  • номер кассового аппарата;

  • номер и дату выдачи чека;

  • стоимость (цену) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость (далее – НДС).

Вместо кассового чека возможна выдача номерного бланка строгой отчётности по формам, утверждённым Министерством финансов РФ.

Товарный чек (или накладная) в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» [10] должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование документа;

  • дату составления документа;

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;

  • наименование и измерители приобретённого товара (работ, услуг) в натуральном и денежном выражении (названия типа «канцтовары», «хозтовары» и т.п. без расшифровок по видам, количеству, цене и стоимости каждого товара не допускаются);

  • должность и личную подпись ответственного лица, заверенную штампом (печатью) организации-продавца.

По мнению автора статьи «Учёт расчётов с подотчётными лицами» [11]: «Документы, подтверждающие расходы, в виде товарного чека со штампом «оплачено» без чека ККМ приниматься к учёту не должны».

Согласно Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС» (в редакции последующих изменений и дополнений) [12] суммы НДС по материальным ценностям (работам, услугам), приобретённым для производственных нужд у организаций розничной торговли, к зачёту у покупателя не принимаются и расчётным путём не выделяются.

Исключение – приобретение горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) за наличный расчёт по чекам автозаправочных станций (далее – АЗС), при этом НДС выделяется по расчётной ставке 13,79 % от стоимости приобретённых материалов, а также некоторые командировочные расходы, которые будут рассмотрены далее.

(Подробнее об особенностях учёта ГСМ, приобретаемого за наличный расчёт – будет рассмотрено в разделе 1.1.7. «Особенности учёта приобретения ГСМ за наличный расчёт»).

В бухгалтерском учёте организации-покупателя приобретение материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд в розничной торговле по кассовым и товарным чекам (или накладным) отражается проводками:

Дебет 10 Кредит 71 – на сумму оприходованных материалов;

Дебет 12/1 Кредит 71 – на сумму приобретенных малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП);

Дебет 20 (23,25,26,29,.…) Кредит 71 – на сумму произведённых работником по распоряжению руководителя предприятия общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов.

Все подотчётные суммы списываются бухгалтерией предприятия на основании авансового отчёта работника (см. приложение 1) с приложением подтверждающих расходы документов.

При этом аудитором должны быть сопоставлены документы на приобретение за наличный расчёт канцелярских принадлежностей, хозяйственных материалов и других материальных ценностей со складскими документами на оприходование и (или) последующее списание в расход (передачу в эксплуатацию) этих ценностей.

Аудитору важно обратить внимание на обоснованность записей по кредиту счёта 71 в корреспонденции со счетами учёта затрат (издержек обращения). Такие записи не могут быть сделаны лишь на основании документов продавца (кассовых и товарных чеков), подтверждающих приобретение материальных ценностей (работ, услуг) без дополнительных документов, составленных организацией-покупателем (или при её участии) и подтверждающих использование приобретённого в процессе собственного производства.

Такими дополнительными документами могут быть ведомости списания материалов, требования на выдачу материалов, акты передачи в эксплуатацию приобретённых МБП, акты приёмки выполненных сторонними организациями работ (услуг) производственного характера и т.п.


      1. Документальное оформление покупок за наличный расчёт у юридических лиц (кроме розничной торговли).

Прежде всего необходимо отметить, что согласно Инструкции Государственной налоговой службы «О порядке исчисления и уплаты НДС» [12] при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт (только в пределах установленных лимитов) у организации-изготовителя (предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой, НДС отражается по дебету счёта 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» и исчисление его производится в общеустановленном порядке.

Процесс приобретения за наличный расчёт материальных ценностей (работ, услуг) у организаций-изготовителей, организаций оптовой торговли и иных организаций – юридических лиц (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), как правило, включает в себя несколько этапов, каждый из которых оформляется соответствующим документом:

1. Заключение договоров между юридическими лицами, регламентирующих их отношения, а именно договоров купли-продажи, подряда, договоров на оказание услуг и т.п., оформляемых в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. [14] Реализация товаров покупателю оформляется накладной (иногда накладная с подписями и печатями обеих сторон выступает в качестве договора купли-продажи). Реализация работ (услуг) оформляется актом сдачи-приёмки, составляемом в дополнение к соответствующему договору.

2. Внесение наличных денег по заключённому договору в кассу организации-продавца оформляется приходным кассовым ордером по межведомственной форме КО-1. Покупателю выдаётся квитанция к приходному кассовому ордеру, которая в соответствии с Порядком ведения кассовых операций [3] заверяется печатью (штампом) организации-продавца.

Иногда организация-поставщик самостоятельно получает наличные деньги по заключённым договорам в кассе организации-покупателя через своих подотчётных лиц – инкассаторов, действующих на основании надлежаще оформленных доверенностей на получение денежных средств. В таких случаях организация-покупатель выписывает расходный кассовый ордер на имя гражданина, указанного в доверенности, и выплачивает по нему требуемую сумму при предъявлении этим гражданином документа, удостоверяющего его личность.

В бухгалтерском учёте организации-покупателя данные операции отражаются проводками:

Дебет 60 Кредит 71(50) – на сумму оплаченных счетов 1


3. Не позднее десяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик обязана представить организации-покупателю счёт-фактуру, выписанный по форме, установленной постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения журналов учёта счетов-фактур при расчётах по НДС». [15]

Такой порядок действует, начиная с первого января 1997 года.

В счёте-фактуре должны быть указаны:

  • порядковый номер счёта-фактуры;

  • наименование и регистрационный номер поставщика товара (работы, услуги);

  • наименование получателя товара (работы, услуги);

  • наименование товара (работы, услуги);

  • стоимость (цена) товара (работ, услуг);

  • сумма налога на добавленную стоимость;

  • дата представления счёта-фактуры;

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 25 декабря 1996г. №109 [16] в целях создания благоприятных условий налогоплательщикам для перехода к новому порядку расчётов по налогу на добавленную стоимость на основе счетов-фактур, в качестве временной меры и впредь до особых указаний, допускается при составлении счетов-фактур поставщиками незаполнение отдельных реквизитов счетов-фактур (в частности, кодов ОКОНХ, ОКПО и ОКДП).

Счёт-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации. При получении товаров (работ, услуг) счёт-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года № 108 [17] внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 года № 914 «Об утверждении порядка ведения счетов-фактур при расчётах по НДС» [15]. Эти изменения позволяют подписывать выдаваемые счета-фактуры не только руководителю организации, но и другим уполномоченным на то руководством лицам. Исключены следующие реквизиты: коды поставщика и покупателя по ОКОНХ и ОКПО, коды товаров по ОКДП, а также подпись получателя.

Счёт-фактура, оформленный надлежащим образом, является основанием для зачёта (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.

При получении накладной на отпуск материальных ценностей (или акта сдачи-приёмки выполненных работ, услуг) и счёта-фактуры в бухгалтерском учёте организации-покупателя производятся записи:

Дебет 10 (12,20,25,26,41,43,44,.…) Кредит 60 – на сумму приобретённых товаров (работ, услуг) без НДС.

Соответствующие им суммы НДС, выделенные в расчётных документах, фиксируются по счёту 19, субсчетам «НДС по приобретённым материальным ресурсам», «НДС по приобретённым МБП», «НДС при осуществлении капитальных вложений», «НДС по приобретённым нематериальным активам», «НДС по приобретённым услугам»:

Дебет 19 Кредит 60 – на сумму НДС, выделенного в счёте-фактуре и расчётном документе


1.1.5. Документальное оформление покупок за наличный расчёт у физических лиц.


В процессе своей деятельности бухгалтеры часто сталкиваются с необходимостью оформления документов при покупке товарно-материальных ценностей за наличные деньги. При этом возникают вопросы, в частности, по поводу отнесения НДС на расчеты с бюджетом, оформления документов, необходимых для осуществления закупок сельскохозяйственной продукции у населения и т.д.

В соответствии со статьей 161 ГК РФ сделки между юридическими лицами и гражданами совершаются в простой письменной форме. Сделка должна быть заверена нотариально, согласно статье 163 ГК РФ, в случаях. Предусмотренных законодательством РФ или в случаях, предусмотренных соглашением сторон.

Приобретение организациями имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями, оформляется договорами купли-продажи. Данные договоры должны составляться в соответствии с положениями ГК РФ и содержать паспортные данные физического лица – продавца имущества.

Закупку у населения сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов и орехов осуществляют лица, назначенные и утвержденные приказом руководителя организации. Таковыми могут являться как сотрудники организации, так и физические лица, производящие работы или оказывающие услуги по договорам гражданско-правового характера.

Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденным письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, при закупке у населения сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов. Орехов организацией должен быть составлен закупочный акт, который утверждается руководителем организации (приложение № 2).

Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • паспортные данные сдатчика продуктов;

  • место его проживания;

  • наименование сдаваемых продуктов, их количество и стоимость.

К акту должны быть приложены следующие документы:

  • справки о принадлежности данной продукции сдатчику;

  • заключение ветнадзора о доброкачественности продукции.


Согласно Инструкции Государственной налоговой службы РФ «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» [18] суммы, полученные физическими лицами в течение года от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, в части, превышающей тысячекратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты дохода (в нашем случае – бухгалтерией предприятия), а при продаже гражданами квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, паев, долей – пяти-тысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда.

При расчете дохода, подлежащего налогообложению, сумма валового дохода уменьшается на тысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда в год, рассчитанной на основе действовавших с начала года размеров и того размера, который действует на момент совершения сделки.

Для большей наглядности рассмотрим пример, составленный по данным 1996 года, так как в течение этого года менялся размер минимальной месячной оплаты труда.

Предприятием в марте через подотчетное лицо приобретены ТМЦ у физического лица на сумму 70000 тысяч рублей. ТМЦ принадлежали физическому лицу на праве собственности. Размер минимальной месячной оплаты труда на момент приобретения – 63250 рублей. Сумма, не подлежащая налогообложению, составляет 63250 тысяч рублей (63250 х 1000). В данном случае предприятие обязано удержать налог в сумме 810 тысяч рублей, то есть 12 процентов от 6750 тысяч рублей (70000 тыс.руб. – 63250 тыс.руб.). В сентябре у этого же физического лица приобретены ТМЦ на сумму 10000 тысяч рублей. Размер минимальной месячной оплаты труда с апреля составлял 75900 рублей. Налог следует исчислять следующим образом:

  • общая сумма выплат – 80000 тысяч рублей (70000 тыс.руб. + 10000 тыс.).

  • сумма, не подлежащая налогообложению на момент реализации имущества в сентябре, 70629 тысяч рублей, то есть: (63250 х 5 + 75900 х 7) : 12 х 1000 ;

  • сумма, подлежащая налогообложению, 9371 тыс. рублей (80000 тыс.руб. – 70629 тыс.руб.).

  • сумма налога – 1124520 рублей (12 процентов от 9371 тыс.).

Засчитывается ранее удержанная сумма налога – 810 тысяч рублей. Сумма налога, подлежащая удержанию, 314 тысяч рублей (1124 тыс.руб. – 810 тыс.руб.).

О всех выплатах физическим лицам предприятия обязаны сообщать налоговым органам по своему местонахождению. Причем, если имущество продавалось через посредника (поверенного), такие сведения сообщаются о собственнике имущества.

В случае если предприятия выплачивали физическим лицам за приобретенное у них имущество суммы, не превышающие вышеуказанных размеров, и удержание налога в связи с этим не производилось, о выплаченной сумме они также не реже одного раза в квартал обязаны сообщать налоговому органу по своему местонахождению. Вопрос об исчислении налога таким физическим лицам решается налоговым органом по их постоянному местожительству исходя из суммы совокупного дохода.

Если предприятие через подотчетное лицо закупает у физических лиц скот и птицу (как в живом виде, так и продукты их убоя в сыром или переработанном виде)1, выращенных в личном подсобном хозяйстве (включая садовые и огородные участки), продукцию пчеловодства и охотничьего собаководства, а также полученную от разведения диких животных или птиц, а также выращенную в этом хозяйстве продукцию растениеводства или цветоводства в натуральном или переработанном виде, то суммы, выплаченные физическим лицам, подоходным налогом не облагаются (пункт 8 «у» Инструкции Государственной налоговой службы России от 29.06.95. № 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» [18]).

Льгота по доходам от разведения диких животных может быть предоставлена лишь при условии, если эти животные не перечислены в перечне запрещенных к разведению в личных подсобных хозяйствах.


В настоящее время физическим лицам запрещены содержание лисиц, песцов, норок и других плотоядных пушных зверей, а также продажа, скупка или обмен шкурок этих животных.

Физическое лицо, имеющее личное подсобное хозяйство, садовый или огородный участок, должно предъявить справку органов местного самоуправления, правления садового, садово-огородного товарищества, выдаваемую по форме приведенной в приложении № 2 Инструкции № 35 (см. Приложение № 3), подтверждающую, что реализуемая продукция выращена в личном подсобном хозяйстве, на садовом или огородном участке, расположенном на территории РФ. При отсутствии такой справки бухгалтерия предприятия должна исчислить подоходный налог в общеустановленном порядке.

В документах на выплату физическим лицам денежных сумм делается соответствующая запись с указанием номера и даты выдачи справки, а также наименования органа, выдавшего её.


1.1.6. Документальное оформление покупок за наличный расчет у граждан-предпринимателей.


Непростая ситуация складывается при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) организациями для производственных нужд у граждан-предпринимателей (в том числе в розничной торговле).

Дело в том, что получение от этих граждан-предпринимателей кассовых и товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам и иных документов, оформленных так же, как и при покупках у юридических лиц, и нередко даже заверенных печатью предпринимателя, по действующему Закону РФ «О подоходном налоге с физических лиц» [19] не освобождает организацию–покупателя от обязанности известить налоговую инспекцию о суммах дохода, полученных гражданами-предпринимателями от этой организации.

Организация-покупатель должна представить сведения по форме согласно приложению № 3 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 года № 35 [18] (см. приложение № 4).


1При расчётах с подотчётными лицами по расходам, связанным с закупкой сельхозпродукции, необходимо учитывать следующее. Закупка сельхозпродукции должна осуществляться в соответствии с уставной деятельностью предприятия или лицензией на осуществление данного вида деятельности. Выдача наличных денег из касс банков на закупку сельхозпродукции у населения осуществляется без ограничения.


Эти сведения включают в себя адрес постоянного местожительства гражданина-предпринимателя, его паспортные данные и иные данные, которые при покупках за наличный расчет, особенно в розничной торговле, далеко не всегда представляется возможным получить. В лучшем случае на печати гражданина-предпринимателя указаны населенный пункт, в котором он зарегистрирован в этом качестве, и номер его регистрационного свидетельства.

Поэтому сотрудник организации, производящий закупки за наличный расчет, должен быть проинформирован о требованиях, предъявляемых налоговым законодательством, и при невозможности получить достоверные данные о гражданине-предпринимателе, продающем товары (работы, услуги), в том числе в розничной торговле с применением контрольно-кассовых аппаратов, - отказаться от покупок для нужд организации именно у этого продавца.

Суммы, израсходованные сотрудником в нарушение требований, предъявляемых законом, а также суммы по ненадлежаще оформленным документам не могут быть приняты к зачету и должны быть возмещены подотчетным лицом в кассу организации.


1.1.7. Особенности учета приобретения ГСМ за наличный расчет.


При заправке автомобиля топливом за наличный расчет рекомендуется выдавать водителю под отчет один или два раза в месяц некоторую сумму на закупку ГСМ. Список лиц, имеющих право на получение денег на приобретение ГСМ, максимальная сумма, которая может быть выдана под отчет, и сроки составления авансовых отчетов должны быть установлены приказом по предприятию.

Размеры этой суммы определяются предприятием самостоятельно на основании практического опыта и плана использования автомобиля.

Автором статьи «Организация учета ГСМ на предприятиях [20] предложен такой вариант приказа:


Утверждаю

Директор _____________________

«_____»________________199__г.


ПРИКАЗ

Приказываю с 1 января 1996 года производить выдачу денежных сумм под отчет на приобретение горюче-смазочных материалов за наличный расчет следующим сотрудникам: Иванову А.А., Петрову Б.Б., Сидорову В.В.

Выдачу денег производить 2 раза в месяц. Непременным условием выдачи каждой новой суммы является составление и утверждение авансового отчета по предыдущей сумме. расходы, не подтвержденные чеками АЗС, не возмещаются.

Сумму выдаваемых денежных средств определять по формуле: средняя цена за один литр бензина, действующая в текущем месяце х плановый расход бензина, установленный начальником транспортной службы для каждого автомобиля в зависимости от графика использования автомобиля.

Директор _________________


При приобретении ГСМ за наличный расчет перед каждым получением наличных денег из кассы водитель должен представить отчет о ранее приобретенном топливе. Данные о приобретенном за наличный расчет бензине заносятся в лицевую карточку водителя с указанием даты, количества и стоимости. По окончании месяца она сдается в бухгалтерию вместе с путевым листом. Водитель транспортного средства должен каждый раз, заправляя машину топливом, требовать на АЗС документ, подтверждающий количество оплаченного топлива; стоимость одного литра топлива.

Очень часто на практике на небольших предприятиях сотрудники, эксплуатирующие автотранспортные средства, не требуют или забывают потребовать на заправке чеки АЗС, а на предприятии впоследствии произведенные расходы им возмещают. Как правило, подобная хозяйственная операция сопровождается составлением внутреннего акта.

Составление внутренних актов для списания в том случае, когда водитель не получил при заправке автомобиля документ, подтверждающий расходы, для включения этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг), не допускается.

Если такие расходы все-таки произведены, необходимо:

  • произвести их за счет чистой прибыли предприятия;

  • удержать с получивших деньги сотрудников подоходный налог;

  • удержать с полученной суммы 1% взносов в Пенсионный фонд РФ;

  • начислить 28% взносов в Пенсионный фонд РФ.

При отражении в учете расходов на оплату ГСМ следует учитывать особенности исчисления НДС при наличной и безналичной формах оплаты ГСМ. В соответствии с пунктом 19 Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 года N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» при определении сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих взносу в бюджет по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет через АЗС, к зачету принимаются суммы налога в размере 13,79% от стоимости этих материалов.

Выделение расчетным путем НДС со стоимости ГСМ, приобретенных за наличный расчет, производится и в том случае, когда сумма НДС в чеке АЗС не выделена.

Это, пожалуй, единственное исключение из общего правила, согласно которому из стоимости приобретенных за наличный расчет на предприятиях розничной торговли материальных ценностей сумма НДС не выделяется.

В случае изменения размера снабженческо-сбытовой надбавки для организаций нефтепродуктообеспечения указанный выше размер уточняется при необходимости Государственной налоговой службой РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.


ПРИМЕР. В авансовом отчете водителя на предприятии, заправка автомобилей которого производится за наличный расчет, указана и подтверждена чеками АЗС оплата 700 литров бензина АИ-92 по цене 1,75 рублей за один литр на сумму 1225 рублей.

Данная сумма должна быть отражена в учете следующим образом:

  1. расчетным путем выделяется сумма налога на добавленную стоимость 1225*13,79%=168,93 рублей.

  2. расчетным путем исчисляется стоимость топлива 1225-168,93=1056,07 рублей.

В бухгалтерском учёте это отражается следующим образом (см. табл.1.1.).


Таблица 1.1.

Бухгалтерские записи


Содержание операции

Сумма,

руб.

Корреспондирующий счет (субсчёт)

Выдано под отчет водителю на приобретение топлива за наличный расчет

1225 71 50

Оприходовано топливо в бак автомобиля

1056,07 10/3 71

Налог на добавленную стоимость, выделенный расчетным путем от стоимости топлива

168,93 19 71

Так как сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за оприходованные материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), то одновременно сумма НДС может быть принята к зачету.

С первого января 1997 года единственным документом, в соответствии с которым сумма уплаченного НДС может быть принята к зачету, является счет-фактура, а АЗС такого документа водителям не выдает, у предприятий нет основания для зачета сумм НДС, уплаченных при приобретении топлива за наличный расчет на АЗС. Одновременно, до внесения соответствующих изменений в инструкцию о порядке исчисления и уплаты НДС, предприятия не могут списывать суммы этого налога и на издержки производства и обращения.

Автор статьи «Организация учета ГСМ на предприятиях» [20] рекомендует впредь до урегулирования этого вопроса накапливать суммы НДС на счете 19.

Аудитору следует проверить: присутствует ли на чеках на закупку ГСМ упоминание об АЗС и, если такое упоминание есть, не принадлежит ли АЗС частному предпринимателю, – так как в обоих случаях нельзя выделять НДС расчётным путём.


1.1.8. Оформление и учет представительских расходов.


Как известно, удачно заключенная сделка – важный момент в предпринимательской, хозяйственной деятельности как небольшой организации так и любого крупного хозяйствующего субъекта. Для успешного проведения переговоров с деловыми партнерами, а также при проведении собраний акционеров, заседаний ревизионной комиссии, наблюдательных советов, приеме различных делегаций, часто бывает необходимо произвести определенные расходы. Такие расходы называют представительскими.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 6 октября 1992 года № 94 (в редакции последующих изменений и дополнений) [21] представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема ( завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно- зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах, утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, указанным в таблице 1.2.

Таблица 1.2


Нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов в год


Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата, в год (включая НДС)

Предельные размеры представительских расходов, принимаемых при налогообложении прибыли

До 2 млн.руб. включительно 0,5 процента от объёма

От 2 млн.руб. до 50 млн.руб. включительно

10 тыс.руб. + 0,1 процента с объёма, превышающего 2 тыс.руб.

Свыше 50 млн.руб.

58 тыс.руб. + 0,02 процента с объёма, превышающего 50 млн.руб.


Предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля. В статье «Об использовании средств на представительские цели» [22] автор приводит разработанную с учетом конкретных условий и требований организаций смету представительских расходов (см. приложение № 5).

При составлении сметы на представительские расходы можно взять за основу нормы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, которые периодически сообщаются Министерством финансов РФ для бюджетных учреждений с учетом изменения индекса цен.

  • Последние на данный момент нормы указаны в письме Министерства финансов РФ от 27 мая 1996 г. № 49. [23] С первого июня 1996 года нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц установлены в следующих размерах:

  • оплата питания (в сутки на одного человека) – до 85 рублей;

  • оплата (на одного участника) завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия, связанного с официальным приемом:

  • делегации, возглавляемых министрами и лицами аналогичных рангов, членами парламентов - до 115 рублей;

  • других делегаций – до 95 рублей;

  • буфетное обслуживание во время переговоров, мероприятий культурной программы (на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего) – до 5 рублей;

  • культобслуживание (на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего) – до 12 рублей;

  • бытовое обслуживание и прочие расходы (на одного члена делегации в день) – до 4,7 рублей;

  • оплата труда переводчика (по счетам организации – в час) – до 24 рублей;

  • приобретение сувениров (памятных подарков) с российской символикой:

  • для руководителя делегации- до 76 рублей;

  • для членов делегации- до 45 рублей.»


Разумеется, что при составлении сметы для других организаций указанные нормы могут быть изменены. Главное, чтобы фактически произведенные организацией представительские расходы, превышающие пределы, установленные законодательством, не уменьшали налогооблагаемую прибыль.

Руководитель предприятия должен издать приказ, в котором будет определен круг лиц, занятых приемом участников деловых встреч.

Предприятию желательно вести журнал регистрации приглашенных, в котором следует указывать наименование организации, представители которой приглашены для переговоров; число приглашенных, участвующих в переговорах, и число участников со стороны предприятия; виды производственных расходов: приобретение продуктов или иных товаров для обслуживания представителей других фирм; приобретение билетов в театр, на выставку, в музей и на другие культурные мероприятия.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов.

Если деньги на представительские расходы выдаются физическому лицу под отчет на основании приказа руководителя предприятия с установлением срока их возврата и эти расходы подтверждены документально, то такие суммы не являются доходом физического лица.

Не следует забывать, что сотрудник, которому в соответствии с приказом по предприятию разрешено расходовать представительские средства, как правило, получает их из кассы по расходному кассовому ордеру и тем