Сегодня и завтра, 17 и 18 марта, в независимом «Тотальном театре» (Алматы, Казахстан) пройдёт премьера спектакля Романа Бокланова «Осторожно, злая собака!» (12+).
Ученик Руслана Кудашова Роман Бокланов последовательно работает на территории театра для детей и подростков, зачастую обращаясь к знаковым современным текстам. На сей раз он вновь выпускает премьеру по книге формата “young adult” — по словам режиссёра, он давно мечтал поставить бестселлер норвежского писателя Эндрю Люнда Эриксена «Осторожно, Питбуль-Терье!».
Выпустить спектакль для подростков Бокланову предложил худрук «Тотального театра» Антон Зайцев — если в России о постановках для этой целевой аудитории всё ещё приходится говорить как о редкости, то в Казахстане такой опыт представляется ещё более уникальным. При этом, по словам Бокланова, «Тотальный театр» не ограничивал его ни в форме, ни в жанровом решении.
Подробнее о премьере Роман Бокланов рассказал нашей редакции: «В спектакле идёт рассказ от лица подростка, 12-летнего Джима, который переживает, что, по его ощущениям, он ещё не вступил в подростковый возраст: у одноклассников уже растут волосы под мышками, кто-то пьёт пиво и курит, а ему всё это не интересно – он пока играет в игрушки. Но пытается отвыкать от своих привычек и водится с «крутыми ребятами», которые по факту его просто используют. В класс приходит новенький – пухлый Терье, который сразу проявляет свой характер, не позволяет себя обижать и в первый же день ввязывается в драку. Он просит называть себя Питбуль-Терье, чтобы создать «образ страха». В итоге два мальчика-сверстника обнаруживают, что не такие уж они и разные, а преодолевать трудности вместе гораздо приятнее. Кроме того, Джим понимает, что важно быть не «крутым», а верным своим желаниям — и не нужно делать чего-то против своей воли, чтобы казаться кем-то.
Это история о становлении дружбы – первой дружбы на всю жизнь. Для меня это очень важно, особенно сейчас – я давно не виделся со своими друзьями, мне их не хватает, а когда рядом есть друзья, конечно, мы в разы сильнее. Но вообще я очень давно хотел выпустить работу на своей родине — то есть приехать в Казахстан и поставить спектакль там, где я родился. И вот — так произошло, что я здесь и впервые работаю с местными артистами. Это интересно: у них другая школа, они совершенно другие по темпераменту — очень яркие,«горячая кровь». Для меня эта работа – ностальгия как раз по моему подростковому возрасту: вспоминается многое из детства, греет меня.
У подростков возникают первые взрослые вопросы и темы – и при этом в них ещё есть игровая природа, которая идёт от детства. С подростками не надо бояться рисковать, делать смелые, дерзкие, неожиданные вещи. У нас по форме — яркая игровая история, и при этом в нём много откровенных моментов, когда мы видим честную, неприкрытую боль, где каждый персонаж может раскрыться. Я в принципе никогда не прошу артистов играть детей или подростков, и тут важно просто вспомнить, каким подростком был ты сам, «тянуть» свои воспоминания, соединять этот опыт с персонажем: идти к нему от себя.
В спектакле есть куклы – как детские игрушки (у Джима и Терье куклы, которые символизируют их самих, — во время игры герой может взять свою и говорить с ней в открытую, это как бы взгляд со стороны на самого себя), так и персонажи (например, собачка Тюпа). Куклу-Тюпу сложно отнести к какой-либо из систем, потому что мы управляем ей и вручную, как планшеткой, и при помощи поводка – как марионеткой. А ещё мы поработали с масками – их в спектакле три: милая старушка, хозяйка Тюпы, и два «крутых одноклассника» Джима и Терье. Для одноклассников нам с замечательным художником из Беларуси Никитой Запаскиным хотелось каких-то гротесковых физиономий – и это достаточно подробные в своём действии маски: артист полностью облачён в неё до шеи, у этих масок открываются рты… и, мне кажется, это работает на образ: у «крутых пацанов» нет никаких идеалов, вот лица и застыли в каком-то полунасмешливом, немного туповатом виде… Но добавляет и юмор в саму историю. Хотя в нашем спектакле важны даже не столько куклы и маски, сколько мысль, выраженная в декорации: одна дверь по центру и две квартиры рядом — как в этом большом мире оказываются совсем близко дети, подростки, которые переживают что-то похожее, насколько пересекаются их истории».
Спектакль выпускают два актёрских состава, которые будут играть на разные версии — на русском и казахском языке. В русскоязычной части команды — экс-артисты петербургского театра “Karlsson Haus” Денис Полевиков и Владимир Зайцев. Помимо режиссёра и художника, над премьерой работают автор музыкального оформления Луиза Хасанова и художник по свету Борис Кузнецов.
Напомним, Роман Бокланов — актёр и режиссёр театра кукол, ученик Руслана Кудашова. В числе постановок: «Меня удочерила Горилла» и «Похороните меня за плинтусом» в БТК, «Чемодан для моря» и «Лика и луч» в Томском театре кукол «2+ку», «Online» в Алтайском театре кукол «Сказка», «Джаггер, Джаггер!» в Няганском ТЮЗе, «Гипс» в Калининградском областном драматическом театре, «Идём вдвоём» в Ханты-Мансийском театре кукол, «Никита ищет море» в Архангельском Молодёжном театре. Спектакль «Меня удочерила Горилла» — участник офф-программы «Золотой Маски-2021» «Детский Weekend». Создатель независимого петербургского «типа театра».
Реклама Премьера в РАМТе — Душа моя Павел — 5, 22 марта и 22 апреля
Источник: oteatre.info