Фото: ТАСС/Александр Демьянчук
В большинстве случаев претензии заявителей по искам об авторских правах опровергаются, поскольку выясняется, что на самом деле прав на произведение, вызвавшее спор, у истцов нет. Об этом заявил «Известиям» 6 марта адвокат Сергей Жорин, комментируя иск о защите авторских прав к Мариинскому театру от хореографа Нелы Назировой.
Авторское право возникает с момента создания произведения. И если права автора нарушены, он имеет право обратиться в суд с требованием к ответчику о возмещении ущерба и устранении нарушения, рассказал юрист.
«Но при обращении в суд автору необходимо доказать наличие этих прав именно у него. В суде это будет детально исследоваться. И еще он должен доказать, что то произведение, которое, по его мнению, нарушает его права, заимствовано у него или переработано без его ведома», — рассказал Жорин.
В большинстве случаев выясняется, что произведение, вызвавшее спор, не имеет никакого отношения к труду заявителя, отметил специалист, посоветовав сторонам «вступить в диалог в досудебном порядке».
Юристы рассказали, как надежно защитить продукты творчества от плагиата
В свою очередь, генеральный директор юридической компании IPCodex, ассоциированный арбитр Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) Наталья Полианчик рассказала «Известиям», что срок действия авторского права действует в течение жизни автора и на протяжении 70 лет с года его смерти. Она также отметила, что Азербайджанская ССР, где были зарегистрированы права на вызвавшее спор произведение, ранее была частью единого государства — СССР.
«А права на произведения авторов, проживающих на территории АзССР в момент создания произведения, конечно же, подлежат охране в Российской Федерации», — сообщила она.
Специалист указала, что текущее законодательство не требует регистрации произведений, поэтому автор будет доказывать авторство в ходе судебного процесса с помощью имеющихся в наличии доказательств (такими могут быть, например, более ранние публикации произведения, указания автора на афишах ранее поставленных балетов и другое).
«По общим правилам российского процессуального законодательства иск должен быть предъявлен в суд по месту нахождения ответчика — в данном случае Мариинского театра — или его филиалов, если использование произведения осуществляется филиалом», — заявила Полианчик.
В Мариинском театре на запрос «Известий» по данной ситуации пока не ответили.
Ранее 6 марта издание «Деловой Петербург» сообщило, что Октябрьский райсуд Санкт-Петербурга назначил проведение культуроведческой экспертизы по поводу спора, который возник у 86-летнего балетмейстера и хореографа Нелы Назировой с Мариинским театром.
По версии Назировой, Мариинский театр при постановке и показе 14 августа 2020 года балета «Тысяча и одна ночь» на своей Приморской сцене во Владивостоке использовал либретто, которое она создала в соавторстве с Максудом и Рустамом Ибрагимбековыми в 1978 году. Балетмейстер отмечает, что права на произведение были зарегистрированы азербайджанским отделением Всесоюзного агентства по авторским правам и при показе постановки театр не обращался за согласием хореографа на использование произведения. И, кроме того, даже не указал ее имени в числе соавторов либретто.
Истец попросила суд запретить Мариинскому театру использовать либретто, а также взыскать с ответчика компенсацию в 2 млн рублей за нарушение исключительного права и 100 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда. В настоящее время Назирова проживает во Франции.
По данным СМИ, учреждение культуры возражает против удовлетворения данного иска, заявляя, что либретто к данному балету написали исключительно Максуд и Рустам Ибрагимбековы, а права на это произведение были зарегистрированы еще в 1968 году.
Могут ли дискредитирующие РФ артисты и писатели потерять деньги с интеллектуальной собственности
Ранее, 27 ноября 2022 года, сообщалось, что владельцы прав на песни музыканта Виктора Цоя и группы «Агата Кристи» потребовали удалить аккорды к музыкальным произведениям с сайта с гитарными аккордами Amdm.ru. Также требование удалить аккорды распространилось на песни группы «Наутилус Помпилиус» и певицы Zivert. Сообщалось, что ООО «Первое музыкальное издательство» и ООО «Национальное музыкальное издательство» являются правообладателями на использование произведений и текстов данных песен и вправе запрещать третьим лицам размещать в Сети эти материалы.
Источник: iz.ru