Главная              Бухгалтерский учет и аудит

 

Учет и ревизия основных средств - реферат

В Е Д Е Н И Е


В условиях рыночных отношений железнодорожный транспорт остается важной отраслью для экономики страны.

Строительно-монтажный поезд ГП Приднепровская железная дорога создан с целью строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов связанных с усилением пропускной и провозной способности Приднепровской железной дороги, её отделений, станций, подразделений и других предприятий связанных с перевозками.

Современный железнодорожный транспорт для осуществления перевозок использует все свое сложное многоотраслевое хозяйство.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Для решения этих задач необходимо активное использование бухгалтерского учета, контроля и аудита.

Основные средства являются одним из главных технических ресурсов хозяйственной деятельности предприятия. Использования их требует организации надзора и контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до убытия. В этот период необходимо ежемесячно измерять размер стоимости утраченной основными фондами, которые должны включаться в затраты на производство. Эффективное использование основных средств является важным фактором увеличения выпуска продукции из каждой единицы производственных фондов.

Значения основных средств на железнодорожном транспорте определяется тем, какое место занимают орудие работы в развития продуктивных сил и производственных отношений.

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля для рационального использования всех ресурсов, в том числе и основных средств. Целью написания работы является рассмотрение вопросов учета и аудита основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представленная оценка основных средств, рассмотренные особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Вопросы приобретения, износа и убытия основных средств рассмотренные в тесной связи с действующим законодательством. В работе приведены бухгалтерские проводки, которые отображают основной набор хозяйственных операций. В прибавлении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств. В связи с изменением методики учета основных средств рассмотренный учет их соответственно новому законодательству.

Цель настоящего исследования – на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта организации учетно-аналитической работы на предприятии глубокого изучения и разработки предложений по совершенствованию учета и аудита основных средств.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

Охарактеризована сущность основных средств;

Приведена классификация и формы оценки основных средств;

Отражены значения и задачи основных средств в современных условиях;

Изложена методика учета основных средств;

Приведены пути совершенствования учета и аудита основных средств ;

Проведен анализ финансовых показателей и хозяйственной деятельности строительно-монтажного поезда .

Методологической основой дипломной работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета и аудита основных средств.



В В Е Д Е Н И Е


В условиях рыночных отношений железнодорожный транспорт остается важной отраслью для экономики страны.

Строительно-монтажный поезд ГП Приднепровская железная дорога создан с целью строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов связанных с усилением пропускной и провозной способности Приднепровской железной дороги, её отделений, станций, подразделений и других предприятий связанных с перевозками.

Современный железнодорожный транспорт для осуществления перевозок использует все свое сложное многоотраслевое хозяйство.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Для решения этих задач необходимо активное использование бухгалтерского учета, контроля и аудита.

Основные средства являются одним из главных технических ресурсов хозяйственной деятельности предприятия. Использования их требует организации надзора и контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до убытия. В этот период необходимо ежемесячно измерять размер стоимости утраченной основными фондами, которые должны включаться в затраты на производство. Эффективное использование основных средств является важным фактором увеличения выпуска продукции из каждой единицы производственных фондов.

Значения основных средств на железнодорожном транспорте определяется тем, какое место занимают орудие работы в развития продуктивных сил и производственных отношений.

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля для рационального использования всех ресурсов, в том числе и основных средств. Целью написания работы является рассмотрение вопросов учета и ревизии основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представленная оценка основных средств, рассмотренные особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Вопросы приобретения, износа и убытия основных средств рассмотренные в тесной связи с действующим законодательством. В работе приведены бухгалтерские проводки, которые отображают основной набор хозяйственных операций. В прибавлении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств. В связи с изменением методики учета основных средств рассмотренный учет их соответственно новому законодательству.

Цель настоящего исследования – на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта организации учетно-аналитической работы на предприятии, изучить учет основных средств и разработать программу проведения ревизии основных средств.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- охарактеризована сущность основных средств;

- приведена классификация и формы оценки основных средств;

- отражены значения и задачи основных средств в современных условиях;

- изложена методика учета основных средств;

- проведен анализ финансовых показателей и хозяйственной деятельности строительно-монтажного поезда;

- разработана программа проведения ревизии основных средств.

Методологической основой дипломной работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета и аудита основных средств.


1 ОБЗОРНО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1 Краткая характеристика строительно-монтажного поезда


Строительно-монтажный поезд (в дальнейшем Поезд) является обособленным структурным подразделением государственного предприятия Приднепровская железная дорога (в дальнейшем Железная дорога), согласно приказа начальника дороги № 230-Н от 31.07.2000 г.

Поезд создан с целью строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, связанных с усилением пропускной и провозной возможности Приднепровской железной дороги, развитием его материально-технической базы, обеспечением безопасности движения поездов, улучшением социально-культурных условий работы и быта железнодорожников; других объектов, строительство и ремонт которых предусмотрен планом.

Поезд приобретает право и обязанности со дня утверждения “Положения”. [1]

Основными направлениями деятельности Поезде является:

– строительство (новое, реконструкция, расширение, техническое переоснащение) и введение в действие мощностей и объектов производственного и непроизводственного назначения, капитальный ремонт основных фондов заказчиков;

– разработка специальных разделов проектов;

– инжиниринговые работы.

Неуклонное повышение эффективности строительного, промышленного производства, эксплуатационной деятельности Поезда на основе:

– внедрения новой техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производственного процесса;

– интенсификации, экономии всех видов материальных, топливно-энергетических, трудовых ресурсов;

– улучшения использования технических средств, производственных фондов, сокращения эксплуатационных затрат;

– систематического повышения производительности работы на основании внедрения передовых методов , внедрения новых форм и систем оплаты работы, моральных и материальных стимулов;

– обеспечения комплексного развития материально-технической базы и социальной сферы;

– охраны окружающей среды от загрязнения и другого вредного влияния на него;

– усовершенствования финансово-экономической деятельности Поезда в рыночных условиях, употребления мероприятий по снижению затрат и рост прибыли;

– подготовки хозяйства к работе зимой.

Поезд является обособленным структурным подразделением государственного предприятия Приднепровская железная дорога, подчиненный службе строительно-монтажных работ, ведет самостоятельный баланс, имеет расчетный счет в учреждениях банков, печать, штампы, бланки со своим наименованием.

Поезд не является юридическим лицом.

В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Украины приказами и другими актами Министерства транспорта Украины, Укрзализныци, государственного предприятия Приднепровская железная дорога, Службы строительно-монтажных работ и этим Положением.

Имущество Поезда составляют основные фонды, а также ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе.

Имущество Поезда является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Источниками формирования имущества является:

- имущество переданное Железной дорогой, органами государственного управления и государственными предприятиями;

- приобретения имущества других предприятий, учреждений и организаций;

- другое имущество, приобретенное на основаниях, не запрещенных действующим законодательством.

Отчуждения имущества, закрепленного за Поездом, осуществляется в порядке, который установлен действующим законодательством.

Поезд имеет право от лица Железной дороги сдавать имущество в аренду, а также списывать его с баланса соответственно действующему законодательству.

Убытки причиненные Поезду в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются Поезду в добровольном порядке или по решению суда.

Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

– поступления денежных средств на счет Поезда от Железной дороги и других заказчиков за выполненный объем работ, услуг;

– финансирование в виде дотаций Железной дороги, Укрзализныци, бюджета;

– доходы от ценных бумаг;

– доходы от аренды жилых и нежилых помещений, механизмов и оснащение;

– кредиты банков и других кредиторов.

Права Поезда:

По согласованию с Службой планировать свою деятельность, определять основные направления своего развития.

Реализация продукции по ценам в соответствии с действующим законодательством Украины юридическим и физическим лицам:

- товаров народного потребления;

- сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

- остатков от производства.

Перевозка строительных материалов, строительной техники, оснащения и других механизмов на строительные объекты собственным грузовым автомобильным транспортом с заводов поставщиков, как на территории Украины, так и за пределами (международные перевозки), перевозка работников поезда и аппарата Службы на грузо-пассажирских автомобилях, микроавтобусах, легковых служебных и специальных автомобилях к строительным объектам, расположенных на территории Украины.

Осуществления материально-технического обеспечения производства в границах прав, предоставленных Железной дорогой и Укрзализныцей.

Выпуск строительных материалов железобетонных конструкций и деталей, столярных изделий, изделий стропильных систем, метизов для потребностей гражданского и промышленного строительства.

Осуществления монтажа и демонтажа грузоподъемных кранов.

Обязанностями Поезда является качественное и своевременное выполнение задач Железной дороги по строительству и капитальному ремонту объектов.

Улучшение условий работы, техники безопасности, выполнения мероприятий по предупреждению производственного травматизма.

Проведение мероприятий по укреплению государственной и трудовой дисциплины, организация подготовки и переподготовки кадров, осуществления работы по организации нормирования и оплаты работы, организация производственного соревнования.

Участие в разработке и принятии коллективных договоров Железной дороги и Поезда.

Ведение статистического, бухгалтерского и налогового учета хозяйственной деятельности. В установленные сроки составляет и представляет по назначению оперативную, бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность.

Контроль и ревизию производственно-финансовой и хозяйственной деятельности Поезда осуществляют Железная дорога и Служба.

Управление подразделением осуществляет начальник Поезда.

Назначение начальника Поезда осуществляет начальник Железной дороги по представлению начальника Службы в соответствии с действующим законодательством.

Начальник Поезда самостоятельно решает вопрос деятельности своего обособленного структурного подразделения, за исключением тех, что отнесены к компетенции Железной дороги, Службы и других органов управления.

Начальник Поезда разрабатывает структуру управления, штаты и подает на согласование в Службу. [1]

Начальник Поезда несет полную ответственность за деятельность подразделения. Действует по доверенности от лица Железной дороги. Открывает текущий счет в учреждениях банка. Заключает коллективный договор с коллективом Поезда несет ответственность за его выполнение в соответствии с законодательством. Распоряжается средством и имуществом, соответственно действующему законодательству и этому Положению. Имеет право приема и увольнения рабочих Поезда, обеспечивает учет и отчетность в вопросах работы с кадрами, за исключением номенклатуры Железной дороги и Службы. Взаимоотношения трудового коллектива с администрацией Поезда регулируются законодательством Украины, этим Положением и коллективным договором.

Ликвидация и реорганизация обособленного структурного подразделения проводится по решению Железной дороги, соответственно действующему законодательству Украины.

Поезд состоит из 8 отделов и 4 участков:

- администрация,

- отдел кадров,

- бухгалтерия,

- планово-экономический отдел,

- производственно-технический отдел,

- отдел снабжения,

- отдел главного механика,

- растворо-бетонный узел,

-
4 прорабских участка

Рисунок 1.1 – Структура строительно-монтажного поезда


Количество работников каждого отдела Поезда определяется в зависимости от состава и типа технических средств, количества обрабатываемой информации, объема проектных и вторых работ, возлагаемых на Поезд.

Работой каждого отдела руководит начальник отдела.

В администрацию входят начальник Поезда, главный инженер заместитель начальника, секретарь-стенографист.

Отдел кадров занимается изучением кадров, оформляет прием и увольнение работников, организует работу по повышению квалификации специалистов, готовит предложения по эффективному использованию системы оплаты труда для усиления материальной заинтересованности работников в результатах их труда и общих итогов деятельности Поезда, контролирует соблюдение законодательства о труде, правил и норм охраны труда, производственной санитарии и т.д.

Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет всей производственно-хозяйственной деятельности Поезда, основных и оборотных средств, обеспечивают начисление и выплату заработной платы и премий; анализируют финансовые результаты работы Поезда составляет отчеты по утвержденным формам.

В планово-экономический – ведет учет трудовых затрат, нормирование работ, начисления заработной платы, составляет оперативные и статистические отчеты по установленным формам, составляет в соответствии с заданиями Укрзализныци и руководства дороги производственные планы всех отделов Поезда, обеспечивают контроль их выполнения и анализ технико-экономического показателей, ведет расчеты экономической эффективности производства.

Производственно-технический отдел – регулирует ход производства, обеспечивает оперативный контроль за обеспечением производства, технической документацией, материалами, комплектующими изделиями, транспортом, оформления договоров подрядов, которые укладываются Поездом с заказчиками и субподрядчиками на выполнение строительно-монтажных работ, координирует работу Поезда, принимает меры по обеспечению ритмичности выполнения календарных планов производства, предупреждает и устраняет нарушения хода производственных процессов, составляет сметы, дефектные акты на дополнительные работы, расчеты договорной цены, ведет учет законченных строительно-монтажных работ и подготавливает необходимые данные для упорядочения отчетности о выполнение планов капитального строительства и капитального ремонта.

Отдел снабжения – занимается приемом, хранением, учетом и отпуском товарно-материальных ценностей, обеспечивает снабжение материалами, сырьем, оборудованием для потребностей производства, отправляет товаро-материальные ценности по адресу, или сопровождает грузы при их перевозке и обеспечивает своевременную их доставку.

Отдел главного механика – осуществляет организацию правильной технической эксплуатации и ремонта строительных машин, оснащения, грузоподъемных механизмов и машин, энергетических и других установок и сетей, на объектах и базе Поезда, обеспечивает беспрерывную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оснащения, удержания в трудоспособном состоянии на нужном уровне.

Растворо-бетонный узел – руководит автотранспортом, загрузка которого проводится на центральном складе, РБУ, хозяйственном дворе, обеспечивает выполнение работ по приготавливанию цементных и известковых растворов; обеспечивает своевременную разгрузку, загрузку вагонов с железобетонными конструкциями, цементом, песком и другими материалами, которые приходят в адрес Поезду; следит за правильностью складирования конструкций и материалов, ведет контроль за работой сторожей Поезда.

Прорабские участки – обеспечивают выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ, выполнение работ в установленные сроки в соответствия с проектами, рабочими чертежами и техническими условиями, обеспечивает производство и прием строительно-монтажных работ.


1.2 Обзор нормативно-правовой базы регулирующей учет основных средств


Реализация грузовых и пассажирских перевозок железными дорогами невозможна без основных средств. Учету основных средств на железной дороге отводится большое значение.

Главные основы бухгалтерского учета основных средств определяются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства" (С изменениями, внесенными согласно Приказу Минфина N 304 от 30.11.2000 ), который вступил в действие с 1 июля 2000 года. Это положения (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и прочих необоротных материальных активах, а также раскрытия информации о них в финансовой отчетности. Нормы Положения (стандарта) 7 применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений). Положение (стандарт) 7 не распространяется на воспроизводимые естественные ресурсы и операции с основными средствами, особенности учета которых определяются другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Положение (стандарт) 7 не распространяется на воспроизводимые естественные ресурсы и операции с основными средствами, особенности учета которых определяются другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета. [2]

Амортизация – систематическое распределение стоимости, которое амортизируется, необоротных активов на протяжении срока их полезного использования (эксплуатации).

Стоимость, которая амортизируется, – первоначальная или переоцененая стоимость необоротных активов за вычетом их ликвидационной стоимости.

Группа основных средств – совокупность однотипных по техническими характеристикам, назначениям и условиям использования необоротных материальных активов.

Уменьшение полезности – потеря экономической выгоды в сумме превышения остаточной стоимости актива над суммой ожидаемого возмещения.

Износ необоротных активов – сумма амортизации объекта необоротных активов с начала их полезного использования.

Ликвидационная стоимость – сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом затрат, связанных с продажей (ликвидацией).

Основные средства – материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или снабжения товаров, предоставления услуг, сдача в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он больше одного года).

Объект основных средств – законченное устройство с всеми приспособлениями и принадлежностью к нему или отдельный конструктивно отделенный предмет, который предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.

Если один объект основных средств состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств.

Подобные объекты – объекты, которые имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковую справедливую стоимость.

Первоначальная стоимость – историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов.

Переоцененая стоимость – стоимость необоротных активов после их переоценки.

Срок полезного использования (эксплуатации) – ожидаемый период времени, на протяжении которого необоротные активы будут использоваться предприятием или с их использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием объем продукции (работ, услуг).

Сумма ожидаемого возмещения – сумма, которую предприятие ожидает к возмещению стоимости необоротного актива во время его будущие использования, включая его ликвидационную стоимость. Для целей бухгалтерского учета основные средства классифицируются по такими группам:

Основные средства:

– земельные участки;

– капитальные затраты на улучшение земель;

– дома, сооружения и передающие устройства;

– машины и оснащения;

– транспортные средства;

– инструменты, приборы, инвентарь (мебель);

– рабочий и продуктивный скот;

– многолетние насаждения;

– другие основные средства;

Другие необоротные материальные активы:

– библиотечные фонды;

– малоценные необоротные материальные активы;

– временные сооружения;

– естественные ресурсы;

– инвентарная тара;

– предметы проката;

– другие необоротные материальные активы;

Предприятия могут устанавливать стоимостные признаки предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определенная. Приобретенные (созданные) основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Единицей учета основных средств есть объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из таких затрат: суммы, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов); регистрационные собрание, государственная пошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; суммы ввозной таможенной пошлины; суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию); затраты по страхования рисков доставки основных средств; затраты на установку, монтаж, отладку основных средств; другие затраты, непосредственно связанные с доведением основных средств к состоянию, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Затраты по уплате процентов за пользование кредитом не включаются в первоначальную стоимость основных средств, приобретенных (созданных) полностью или частично, чем в счет заемного капитала.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, определяется распределением этой суммы пропорционально к справедливой стоимости отдельного объекта основных средств.

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных основных средств равняется их справедливой стоимости на дату получения с учетом затрат, предусмотренных пунктом 8 Положения (стандарта) 7. Первоначальной стоимостью основных средств, которые внесенные в уставной капитал предприятия, признается согласованная основателями (участниками) предприятия их справедливая стоимость. [3]

Первоначальная стоимость объектов, переведенных к основным средствам из оборотных активов, товаров, готовой продукции и т.п. равняется ее себестоимости, которая определяется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета 9 "Запасы". Первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного в обмен на подобный объект, равняется остаточной стоимости переданного объекта основных средств. Если остаточная стоимость переданного объекта превышает его справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью объекта основных средств, полученного в обмен на подобный объект, есть справедливая стоимость переданного объекта с включением различия к затратам отчетного периода.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в обмен (или частичный обмен) на неподобный объект, равняется справедливой стоимости переданного объекта основных средств, увеличенной (уменьшенной) на сумму денежного средства или их эквивалентов, что была передана (получена) во время обмена.

Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму затрат, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудования, реконструкция и т.п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Первоначальная стоимость основных средств уменьшается в связи с частичной ликвидацией объекта основных средств.

Затраты, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав затрат.

Предприятие переоценивает объект основных средств, если его остаточная стоимость значительно (более чем на 10 %) отличается от справедливой стоимости на дату баланса. В случае переоценки объекта основных средств на одну и ту же дату осуществляется переоценка всех объектов группы основных средств, к которой принадлежит этот объект.

Переоцененая первоначальная стоимость и сумма износа объекта основных средств определяется умножением соответственно первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости объекта, который переоценивается, на его остаточную стоимость.

Если остаточная стоимость объекта основных средств равняется нулю, то его переоцененая остаточная стоимость определяется добавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененой) стоимости без изменения суммы сноса объекта. Ведомости об изменениях первоначальной стоимости и суммы износа основных средств заносятся к регистрам их аналитического учета.

Сумма до оценки остаточной стоимости объекта основных средств включается в состав дополнительного капитала, а сумма уценки – в состав затрат, кроме случаев, которые приведены в пункте 20 Положения (стандарта) 7. [3]

В случае наличия (на дату проведения очередной (последней) до оценки объекта основных средств) превышения суммы предыдущих уценок объекта и потерь от уменьшения его полезности над суммой предыдущих до оценок остаточной стоимости этого объекта и восстановление его полезности, сумма очередной (последней) до оценки, но не больше указанного превышения включается в состав доходов отчетного периода, а различие (если сумма очередной (последней) до оценки больше указанного превышения) направляется на увеличение другого дополнительного капитала.

В случае наличия (на дату проведения очередной (последней) уценки объекта основных средств) превышения суммы предыдущих до оценок объекта и восстановления его полезности над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта и потерь от уменьшения его полезности сумма очередной (последней) уценки, но не больше указанного превышения, направляется на уменьшение другого дополнительного капитала, а различие (если сумма очередной (последней) уценки больше указанного превышения) включается в затраты отчетного периода.

При выбытии объектов основных средств, которые раньше были переоценены, превышения сумм предыдущих до оценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта основных средств включается в состав нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением дополнительного капитала.

Объектом амортизации являются основные средства (кроме земли).

Начисления амортизации осуществляется на протяжении срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

При определении срока полезного использования (эксплуатации) следует учитывать: ожидаемое использование объекта предприятием с учетом его мощности или производительности; физический и моральный износ, который предполагается; правовые или другие ограничения относительно сроков использования объекта и прочие факторы.

Срок полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств пересматривается в случае изменения ожидаемых экономических выгод от его использования.

Амортизация объекта основных средств начисляется, исходя из нового срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования.

Амортизация основных средств (кроме других необоротных материальных активов) начисляется с применением таких методов:

– прямолинейный, согласно которому годовая сумма амортизации определяется делением стоимости, которая амортизируется, на ожидаемый период времени использования объекта основных средств;

– уменьшения остаточной стоимости, по которой годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации. Годовая норма амортизации (в процентах) вычисляется как разница между единицей и результатом корня степени количества лет полезного использования объекта и результата от деления ликвидационной стоимости объекта на его первоначальную стоимость;

– ускоренного уменьшения остаточной стоимости – годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации, которые вычисляется, исходя из срока полезного использования объекта, и удваивается;

– кумулятивного – годовая сумма амортизации определяется как произведение стоимости, которая амортизируется, и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, которые остаются до конца ожидаемого срока использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования;

– производственного – месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации вычисляется делением стоимости, которая амортизируется, на общий объем продукции (работ, услуг), что предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств.

Предприятие может применять нормы и методы начисления амортизации основных средств, предусмотренные налоговым законодательством. [4]

Амортизация других необоротных материальных активов начисляется методами, которые приведенные в подпунктах 1 и 5 пункта 26 Положения (стандарта) 7. Амортизация малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов может начисляться в первом месяце использования объекта в размере 50 % от его стоимости, которая амортизируется, и сдача 50 % стоимости, которая амортизируется, в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) вследствие несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования объекта 100 % его стоимости.

Метод амортизации избирается предприятием самостоятельно с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования.

Метод амортизации объекта основных средств пересматривается в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от его использования. Начисления амортизации по новым методам начинается с месяца, следующего за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.

Начисления амортизации проводится ежемесячно. Предприятия с сезонным характером производства годовую сумму амортизации начисляют на протяжении периода работы предприятия в отчетном году.

Месячная сумма амортизации при применении методов уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости, прямолинейного и кумулятивного определяется делением годовой суммы амортизации на 12.

Начисления амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

Начисления амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем убытия объекта основных средств.

Сумму начисленной амортизации все предприятия отображают увеличением суммы затрат предприятия и износа необоротных активов.

Одновременно на сумму начисленной амортизации объектов внешнего благоустройства и жилых домов, которые находятся на балансах жилищно-коммунальных организаций, которые принадлежат к сфере управления органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти, а также автомобильных дорог общего пользования увеличиваются доходы этих предприятий и организаций с уменьшением дополнительного капитала, а при его недостаточности – уставного капитала.

Организации, обычная деятельность которых не направленная на восстановление жилых домов и других зданий, могут также применять норму части второго этого пункта.

Потери от уменьшения полезности объектов основных средств включаются в состав затрат отчетного периода с увеличением в балансе суммы износа основных средств, а относительно объектов основных средств, отображенных в учете по переоцененой стоимости, – отображаются в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 20 Положения (стандарта) 7. [3]

Если причины уменьшения полезности объекта основных средств перестали существовать, то сумма восстановления полезности, но не больше суммы предыдущего уменьшения полезности, отображается признанием дохода с одновременным уменьшением суммы износа объекта основных средств.

Объект основных средств изымается с активов (списывается из баланса) в случае его убытия вследствие продажи, безвозмездной передачи или несоответствия критериям признания активом.

Финансовый результат от убытия объектов основных средств определяется вычитанием из дохода от убытия основных средств их остаточной стоимости, косвенных налогов и затрат, связанных с убытием основных средств.

Регистры аналитического учета основных средств, которые выбыли, прибавляются к документам, которыми оформлен факт убытия основных средств.

В случае частичной ликвидации объекта основных средств его первоначальная (переоцененая) стоимость и износ уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (переоцененой) стоимости и износа ликвидированной части объекта.


1.3 Организация контроля на железнодорожном транспорте


Методологическое руководство контрольно-ревизионной работой в области выполняет Главное финансово-экономическое Управление Укрзализныци (ЦФ УЗ), которому непосредственно подчиняется Контрольно-ревизионное управление Укрзализныци (КРУ ЦФ УЗ), что действует на основании Положения о Контрольно-ревизионном управлении. [5]

Руководители органов железнодорожного транспорта, которые имеют в своем составе подведомственные структурные подразделения с отдельными балансами, несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведения ревизий их финансово-хозяйственной деятельности и употребления неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений. [3]

Ревизии и тематические проверки финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций или других структурных подразделений железнодорожного транспорта Украины назначаются приказом или распоряжением начальника руководящей организации и проводятся комплексно с привлечением опытных специалистов не чаще одного раза в год и не реже однажды на два года.

Контрольно-ревизионная работа в системе железнодорожного транспорта Украины планируется с обязательным охватом ревизиями всех подведомственных структурных подразделений, рационального использования работников контрольно-ревизионных служб и специалистов, которые привлекаются к проведению ревизий и проверок.

На предприятиях и в структурных подразделениях, которые имеют неудовлетворительные финансово-экономические показатели работы, предполагают бесхозяйственность, не выполняют обязательств перед бюджетом и т.п.; ревизии и проверки, в том числе внеплановые, проводятся в первую очередь.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводятся на основе годовых планов. План ревизий Укрзализныци на следующий год, согласованный с контрольно-ревизионной службой Министерства транспорта Украины утверждается Генеральным директором Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныци) не позднее 20 декабря, который предшествует поэтому, на который составляется план.

Планы структурных подразделений Укрзализныци, которые имеют в своем составе подчиненные предприятия, учреждения и организации, согласовываются с территориальным представительством Министерства Финансов Украины и утверждаются руководителем соответствующей управляющей организации. Планы сохраняются как документы, которые не подлежат разглашению.

Работа ревизоров по контролю затрат поступлений проводится по годовому (с распределением по месяцам) плана, который его согласован с начальником отдела бухгалтерского учета и финансов отдела железной дороги (государственного предприятия по перевозке грузов и пассажиров-ДН) и утвержден начальником финансово-экономической службы в термин до 20 декабря, который предшествует определенному в плане проверок.

Для обеспечения надлежащего учета проведенной в отчетном периоде контрольно-ревизионной работы контролирующим органам в установленные ним сроки должны подаваться:

- акты комплексных (документальных) ревизий или проверок по контролю затрат руководителями комиссий, которые их проводили;

- акты ревизий (проверок) станций или других структурных подразделений по контролю доходных поступлений финансовыми ревизорами (старшими), которые проводили ревизии (проверки);

- отчет ревизора-инструктора (НФУ), контролера-ревизора (НФП) о результатах проверки пассажирских железнодорожных составов;

- отчеты о проверке работы поездных бригад (ЛНП), ревизоров-инструкторов (НФУ), контролеров-ревизоров (НФП) руководителем группы;

- отчеты о проведенной работе общественными контролерами-ревизорами (ГНФП), что подаются ревизорами-инструкторами, которые работают с общественными контролерами-ревизорами (ГНФП).

Для больше полного обобщения информации, которая поступает к контрольно-ревизионным органам, и обеспечения оперативной отчетности ведется книга учета проведенных ревизий и проверок, а также их результаты.

Основными задачами ревизий являются проверка и контроль относительно: выполнение плановых рубежей;

- качества и соблюдение соответствующих требований относительно сохранности государственной и коллективной собственности;

- эффективности использования трудовых, товарно-материальных и финансовых ресурсов, полноту выявления и мобилизации внутрипроизводственных резервов, причин образования непродуктивных затрат и потерь, а также общее состояние экономики предприятия, которое ревизуется или проверяется;

- полноты, достоверности и своевременности расчетов по оплате труда, по расчетам с бюджетом;

- правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности и использование финансовых ресурсов;

- соблюдение действующего порядка установления и применение цен и тарифов, а также своевременность внесения в бюджет суммы дополнительной выручки в полном объеме, который ее было получено вследствие нарушения действующего порядка установления или применение цен и тарифов;

- законности проведенных хозяйственных операций за период, который проверяется;

- правильности постановки и ведение бухгалтерского, налогового учета и отчетности;

- соответствия показателей всех форм отчетности данным синтетического и аналитического учета;

- соблюдение финансовой и сметной дисциплины;

- выявление фактов разворовываний и незаконных затрат финансовых ресурсов и товарно-материальных ценностей;

- устранение причин образования непродуктивных затрат и убытков;

- злоупотребление служебным и должностным положением;

- состояния контрольно-ревизионной деятельности;

- выполнение решений относительно устранения недостатков и нарушений, которые их было выявлено предыдущей ревизией или проверкой. [5]

Для проведения ревизии или проверки соответствующим приказом начальника руководящей организации назначается ревизионная группа (комиссия), ее председатель, определяется сроки, в который должно быть проведена проверка.

Сроки проведения ревизий или проверок, составы ревизионных групп определяются с учетом объема и специфики деятельности предприятия, на котором будет проведена ревизия, но согласно Постановлению КМУ от 5 января 1998 г. № 10 он не может превышать 30 календарных дней. (Ориентировочный срок проведения ревизий приведенный).

Проведению ревизии предшествует тщательная подготовка: изучение материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, сообщений, которые поступили, другой информации, которая характеризует работу и финансовое состояние предприятия, которое ревизуется или проверяется.

На базе имеющих материалов, другой официальной информации проводится работа контрольно-ревизионным органом относительно разработки программы ревизии (задача), что предусматривает перечень основных вопросов ревизии, на которых нужно сконцентрировать внимание, определяется термин проведения ревизии. [4]

Вместе с программой ревизии составляется план проведения ревизии касс, инвентаризации товарно-материальных ценностей, которые их будет выполнен во время ревизии.

Во время проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, которые имеют подведомственные учреждения, предприятия и организации программой предусматривается определение структурных подразделений, которые подлежат ревизии. При этом, ревизией должно быть охвачено не менее 2-3 предприятий, организаций или учреждений.

Руководство ревизионной группы (комиссии) в термин подготовки ревизии или проверки знакомит члены комиссии с составом программы (задача).

На базе полученных задач каждый исполнитель, который входит в состав ревизионной группы, составляет рабочий план проведения ревизии сектору, который ним проверяется, в котором подается перечень работ, которые их должно быть выполнен во время проведения ревизии, определение методов проверки, термин выполнения и т.п.

Перед непосредственным проведением ревизии руководитель ревизионной группы (комиссии) или его заместитель подтверждает полномочия на проведение ревизии (проверки) руководителю предприятия, которое ревизуется или проверяется, знакомит его с задачами ревизии, составом ревизионной группы (комиссии).

Руководитель предприятия, которое ревизуется, знакомит ревизионную группу с ответственными личностями предприятия, дает указания относительно предоставления помещений, связи и транспорта у распоряжения ревизионной группы, обеспечение сохранности ревизионных материалов, назначение в необходимых случаях инвентаризационной комиссии.

Согласно утвержденного рабочего плана, личности, которые принимают участие в ревизии, сразу же начинают ревизию касс и работу относительно организации инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов.

Руководитель и члены ревизионной группы (комиссии) знакомятся на месте с организацией производства, условиями труда и особенностями производственного процесса, организацией сохранности товарно-материальных ценностей. После этот руководитель ревизионной группы (комиссии), если это необходимо, уточняет и корригирует рабочий план проведения ревизии объектов, исполнителей, термин выполнения отдельных задач.

Во время проведения ревизии руководитель ревизионной группы поддерживает связь с профсоюзом, при условии необходимости устанавливает контакт с правоохранительными органами, налоговой инспекцией, местным управлением Главного Контрольно-ревизионного Управления Министерства финансов Украины. На предприятии в общедоступном месте вывешивается сообщение о проведении ревизии и место нахождение ревизионной группы (комиссии).

Проведение ревизии по требованиям правоохранительных органов выполняется в установленном порядке с учетом требований Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по представлению правоохранительных органов, которая согласована с Министерством Внутренних Дел Украины письмом от 1 апреля 1998 г.; со Службой Безопасности Украины письмом от 9 апреля 1998 г.; с Генеральной прокуратурой Украины письмом от 10 апреля 1998 года и утвержденная приказом Украины от 24.04.1998 года №77. [5]

При условии необходимости, руководитель ревизионной группы (комиссии) имеет право привлекать специалистов для проверки соответствующих вопросов или предоставления соответствующих выводов относительно вопросов проверки.

При условии отсутствия возможности проверки бухгалтерского учета за обстоятельств его недоброкачественного ведения (подделки, исправлений, извращение, путаницы отчетности умышленной или неумышленной) руководитель ревизионной группы (комиссии) может требовать от руководителя предприятия, которое ревизуется или проверяется, восстановление бухгалтерского учета и отчетности, в том числе - с привлечением аудиторов за счет предприятия.

При этом проведение ревизии прекращается на срок, который необходимый для возобновления бухгалтерского учета и отчетности, о чем составляется соответствующий акт, в котором отмечаются вопросы, которые невозможно проверить, и причины, которые привели к этому.

Руководство контрольно-ревизионного аппарата, который проводит ревизию, в рабочем порядке имеет право требовать от ответственных личностей устранения и ликвидации нарушений, недостатков, которые их было выявлено на предприятии во время проведения ревизии или проверки.

Во время проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятия обязательно проверяются следующие вопросы:

- обоснование принятых в плане расчетов для определения объемов и качественных показателей работы предприятия, фондов потребления, уровня себестоимости продукции,

составляет рабочий план проведения ревизии сектору, который ним проверяется, в котором подается перечень работ, которые их должно быть выполнен во время проведения ревизии, определение методов проверки, термин выполнения и т.п.

- правильность отображения в отчетности показателей; необоснованность изменений плановых рубежей, фондов потребления, дохода, платежей в бюджет;

- выполнение плана за основными количественными и качественными показателями, влияние отдельных факторов на отклонение от принятых рубежей;

- состав хозяйственных операций по данных первичных документов для установления их соответствия действующему законодательству, их целесообразность, достоверность;

- записи в регистрах бухгалтерского учета с первичными документами, данные учетных регистров с показателями отчетности, отчетные данные из запланированными (хозяйственным планом, балансом дохода и расходов, сметами и т.п.);

- данные различных документов, которые относятся к взаимосвязанным хозяйственным операциям, например: соотношение данных относительно предоставленных услуг - с начисленной заработной платой; сравнение данных относительно отпущенного товара с пропусками на его вывез из территории предприятия и т.п.;

- соблюдение установленного порядка организации и ведение бухгалтерского,